Создание и редактирование векторных карт

Выбор навигационной программы.



Выбор навигационной программы.

Как только навигаторы GPS стали доступны для простых людей, а не только для избранных, сразу возник вопрос о программах для работы с данными, получаемыми и вычисляемыми этими устройствами. Это было обусловлено тем, что большинство из имеющихся на рынке навигаторов имело разъём для связи с компьютером. Однако малая распространённость и , как следствие, небольшой рынок сбыта, заставлял заниматься разработкой этих программ только производителей данного вида устройств и немногих энтузиастов. В настоящее время мы можем наблюдать буквально взрыв интереса к возможностям системы GPS. Уровень технологий предлагает всё более заманчивые устройства. Одним из таких устройств является Карманный Персональный Компьютер (КПК) с возможностью приёма данных со спутников GPS. Это даёт возможность владельцу КПК всегда иметь при себе не имеющее аналогов универсальное устройство с богатейшим набором функций. Вместе с активизацией рынка КПК с приёмником GPS и навигаторов, наблюдается активное развитие самых различных программ для них. Некоторые из них сделаны на скорую руку и рассчитаны на личные нужды или на непритязательных пользователей. Другие наоборот, стремятся завоевать существующий и потенциальный рынок путём развития возможностей, вкладывания средств в поддержку новых технологий использования системы GPS и ведя исследования рынка с целью удовлетворить все пожелания конечного пользователя. Чтобы разобраться "кто есть кто" давайте разберёмся что могут нам предложить программы, предназначенных для владельцев КПК с приёмниками GPS. 

1. Стоимость программы и её соответствие операционной системе. Здесь всем понятно, что программа должна соответствовать операционной системе имеющегося КПК. И быть удовлетворительной по цене. Выбор операционных систем не велик и самыми популярными являются Pocket PC с ОС Windows CE и Palm с ОС Palm CE. 

По ценам вариантов больше. Стоимость навигационных программ варьируется от 0$ до 200$. Так же немаловажным является отношение разработчика к модификации программы. Чем чаще выпускаются новые версии программы, тем большей стабильностью и функциями она обладает.

2. Возможность получать данные от различных приёмников сигналов GPS. Будет обидно, если Ваш приёмник не будет виден из за каких либо ограничений. Например иногда такое происходит по причине ошибок, связанных с эмуляцией COM портов. Сейчас, для коммерческих программ, подобная проблема большая редкость.

3. Возможность загружать карты местности. По сути, без карт подобные программы попросту не нужны. Все современные программы поддерживают загрузку электронных карт. Однако не всё так просто. Во первых карты бывают разные. Есть растровые карты местности и есть векторные.

Растровые карты получают отсканировав и, соответствующим образом, привязав обычные бумажные карты. Плюсом здесь является то, что растровых карт достаточно много. Купив обычную карту местности для интересующего района, всегда можно переработать её для загрузки этих данных в память КПК. Минусом является то, что растровые карты, как и любой растр, плохо масштабируются и сами файлы обладают огромными размерами. Первый недостаток может привести к тому, что приблизив какую либо область карты, нельзя будет ничего по хорошему разглядеть. Например возьмём широко распространённые карты с масштабом 1см=5км. На бумажной основе они выглядят достаточно качественно. Но давайте посчитаем погрешность, заложенную в них. Если в 1см помещается 5км, то значит в 1мм поместится 500м. Ширина линии для обозначения автомобильной трассы на такой карте составляет 0,7-1мм. То есть ширина трассы составит около 500м! Сделав в своём навигаторе масштаб равный 1см=500м, Вы рискуете увидеть нечто невообразимое. Как в таком случае ориентироваться, непонятно.  Напомню, что точность определения координат у приёмников GPS составляет 5-15м. Второй недостаток - большие размеры файла карты, потребует затратить деньги на дополнительную память. Немаловажным аргументом против растровых карт является то, что их очень трудно редактировать. Попробуйте перерисовать на растровом изображении очертание города, излучину реки или новую трассу. Знаки сервиса и названия рек, населённых пунктов и т.п. могут также привести к невозможности ориентации. Например я видел карты, где наименование крупных городов полностью лишало ориентации в окрестностях этого города из за того, что выведенное крупными буквами название, просто перекрывало всё остальное в нужном районе. 

Векторные карты свободны от этих недостатков. Обладая компактностью, несоизмеримой с растром, они позволяют свободно редактировать данные. Это происходит потому что каждый топографический знак - озеро, дорога, лес и т.п. - присутствует как отдельный объект. Его можно передвинуть, видоизменить, присвоить ему другой тип, удалить и создать заново. Причём, как Вы наверно знаете, вектор не искажается при масштабировании. Вы можете изменять масштаб до требуемых величин не рискуя увидеть массу ни о чём не говорящих точек. Вам не будут мешать нанесённые знаки и наименования объектов, так как они не масштабируются вместе с другими объектами и всегда имеют один размер на дисплее. Более сложный вопрос - это наличие готовых электронных векторных карт, подходящих к данной программе. Большинство из существующих программ с поддержкой векторных карт предлагает только карты определённых городов с пригородами и, в лучшем случае, некоторые области. Часто эти карты Вам предлагается купить, как дополнительный продукт. Причём в большинстве случаев формат этой векторной карты будет закрыт, что не позволит Вам её редактировать.

4. Возможность выбора языка интерфейса. Лучше, если программа изначально рассчитана на Российского потребителя. Поддержка русского языка гарантирует, что Вы не столкнётесь с необходимостью транслитерации наименований. Например, гораздо комфортнее читать "Каширный мыс", чем какой ни будь "Kashyrnyj mys". Однако нельзя сбрасывать со счетов и возможность изменять язык интерфейса программы - английский, украинский, китайский и т.д. Поэтому желательно поддержка программой формата Unicode, который может отображать любые национальные символы.

5. Количество вычисляемых показателей. Здесь всё определяется фантазией разработчика программы. Можно придумать великое множество параметров, которые можно вычислить исходя из полученных о Вашем текущем местонахождении данных. Приведу лишь некоторые из них - текущая, средняя, максимальная скорость, время прибытия в заданную точку, время захода Солнца, расстояние до точки, текущая высота, ускорение и многое другое. И хотя многие из них используются очень редко, но возможно когда-нибудь их отсутствие вполне может обернуться неудобством в Вашем путешествии. 

6. Удобство сохранения и работы с маршрутными данными. Такими данными могут являться пройденные маршруты и точки, отмеченные пользователем. Записав в виде файла пройденный однажды путь, Вы всегда сможете проделать это второй раз, сравнить с другим треком, переслать его другому человеку. Трек является очень полезным в самых разных ситуациях. Точки пользователя так же позволяют отмечать интересные места - заправочные станции, съезды с трассы, броды, места ночёвок и т.п. Неплохо, если каждой точке можно дать произвольное название. Некоторые программы даже позволяют записывать краткие речевые сообщения для каждой точки.

7. Прокладка маршрутов. Очень важной является возможность программы составлять маршрут и отслеживать его выполнение. Здесь следует разделить два способа составления маршрута. Разберёмся с первым из них. 

Ручная прокладка маршрутов. Например Вам надо проехать из пункта А в пункт Б. При этом ваш путь лежит по известной трассе с несколькими поворотами на другие дороги. Для прокладки маршрута Вам будет необходимо, исходя из известной Вам ситуации на дорогах, поставить точки на местах поворотов. После этого составляется маршрут, проходящий через все эти точки. В процессе поездки программа отслеживает Ваше текущее положение и вовремя сообщает о приближении к точке поворота.

Автоматическая прокладка маршрутов или "роутинг". Образовано от английского Routing, что означает маршрутизация. Но от предыдущего способа эта функция отличается полной автоматизацией. Выглядит это следующим образом - нам всё ещё надо попасть из точки А в точку Б, но дороги мы совсем не знаем. Вот тут и пригодится роутинг. Он позволяет автоматически проложить маршрут движения, просто указав на конечную точку пути. Причём маршрут автоматически прокладывается с учётом особенности реальной обстановки. Если показан перекрёсток, но на нём висит "кирпич" или дорога односторонняя, то будет рассмотрен ближайший объезд в соответствии с правилами дорожного движения и максимального сокращения пути. Эта функция пока ещё не имеет широкого хождения и встречается достаточно редко. Для её реализации необходимы очень точные карты, содержащие актуальную информацию о дорогах. Как правило, такие карты продаются за отдельную плату. Но со временем эта функция станет достаточно популярной. Возьмём хотя бы Западную Европу, там роутинг уже стал обыденностью.

Таким образом программа для навигации для КПК должна: быть недорогой с возможностью получения бесплатных обновлённых версий, обладать возможностью загрузки векторных карт с поддержкой русского языка, иметь готовые карты для как можно большего количества Российский регионов (в идеале - для всей России), предоставлять пользователю инструменты для редактирования карт, обладать богатыми возможностями по количеству и представлению различных навигационных параметров. Желательно наличие роутинга.

В заключение приведу перечень основных навигационных программ с указанием их стоимости. 

OziExplorer CE (30$+85$ за программу привязки карт),  PocketGPS (120$), PalmGIS (70$), Ариадна (120$), Na Sa (150$), GISRussa (49$).

Нельзя не сказать, что за рубежом существует большое количество подобных программ. Например PocketStreets или TomTom-navigator. Однако их применение в России невозможно, в виду полного отсутствия карт.



Содержание раздела







Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий